Открытие "Текстов пирамид"

Брестед (1865-1935) происходил "из породы спокойных американцев среднего Запада и когда-то мечтал стать священником"; интерес к истории древних народов привел ого к исследованиям в "библейских землях", хотя он "всегда помнил о своей жизненной миссии"18. Начал он свою самостоятельную жизнь клерком в местной аптеке, и в 1882 году получил диплом фармацевта. Позднее Брестед отправился в Чикаго изучать иврит, а затем поступил в Йельский университет. Именно там он заинтересовался египтологией, которая стала его единственной любовью на всю жизнь. В 1892 году он переехал в Берлин для того, чтобы учиться у немецкого философа доктора Адольфа Эрмана. Скоро имя молодого ученого стало широко известно; он подружился с Дж.Д.Рокфеллером-младшим, который в 1924 году выдал ему кредит; на часть этого гранта Брестед основал Институт восточных культур в Чикаго, и это было первое учреждение в Америке, занимающееся египтологией. Дальнейшие субсидии Рокфеллера позволили Брестеду превратить Институт восточных культур в ведущий египтологический центр Нового Света, который пользовался большим авторитетом как у ученых, так и у студентов1*. Понятно, что человеку с таким авторитетом и положением противоречить осмеливались немногие.
Несомненно то, что Брестед внес весомый вклад в развитие египтологии, но все же надо сказать, что его "библейский" подход к историческим событиям и личное пристрастие к "солнечной" теории почти закрыли для обсуждения и правильного понимания содержание "Текстов пирамид". Конечно, исследователи ясно видели несоответствия и пытались рассмотреть "Тексты" в их привязке к наблюдениям за звездным небом, но и их давил авторитет автора "солнечной теории", поэтому взгляды на "Тексты" не пересматривались на протяжении долгого времени.
Брестед очень тщательно изучил религию древних египтян, которой был буквально очарован. В своей популярной книге "Развитие религии и религиозных представлений в Древнем Египте" он взял на себя труд показать, как, с его точки зрения, происходило развитие этих религиозных представлений. Он высказал свое мнение, что текст "выдержал последующие исправления, которые носили случайный характер". Что представляют собой "Тексты пирамид"?"— задает он вопрос и предоставляет читателям свой ответ:


"...можносказать, что "Тексты" представляют собой, главным образом, шесть видов надписей:
1. Описание погребального ритуала и ритуала приношений, сопровождающих погребение в гробнице.
2. Магические амулеты.
3. Очень древний ритуал богослужения.
4. Древние религиозные гимны.
5. Отрывки древних мифов.
6. Молитвы за умершего фараона ".


<1> <2> <3> <4> <5> <6> <7> <8> <9> <10> <11> <12> <13> <14> <15> <16>