Открытие "Текстов пирамид"

Мне стало ясно, что необходимо тщательно исследовать связь архитектурной символики пирамид и их ориентации с астрономическими представлениями древности. И я сразу обнаружил, что эта идея пришла в голову не мне одному.
Первую попытку в этом направлении предпринял в 1948 году востоковед доктор Генри Франкфорт, профессор восточной археологии Чикагского университета и директор Института Варбурга в Лондоне. Франкфорт смело принялся пересматривать взгляды Брестеда, которые считал слишком зависимыми от Библии. Он заявил, что серьезного изучения "Текстов пирамид" вообщз еще не было. Спустя два года после публикации Мерсера аналогичное мнение было высказано лингвистом Александром Пьянковым, который осуществил перевод части текстов из пирамиды Унаса:
"Изучение египетской религии бросается из одной крайности в другую. Для первых египтологов религиозные воззрения древних были в высшей степени таинственными и мистичными... Затем последовала странная реакция — ученые потеряли всякий интерес к этой религии и стали рассматривать религиозные тексты только с точки зрения их полезности в философских и исторических исследованиях..."
В 1992 году, когда Эдриан и я уже писали "Тайну Ориона", прозвучал еще один призыв обратиться к "Текстам пирамид" — на сей раз от человека, который занимался астрономическими воззрениями древних египтян — Джейн Б.Селлерс, изучавшей "Тексты пирамид" на протяжении приблизительно шестидесяти лет. В ее книге "Смерть богов древнего Египта"31, вышедшей совсем недавно, содержится много сетований на то, как ученые относятся к религиозным текстам, в частности, к "Текстам пирамид". Она цитирует Генри Франкфорта, открыто высказывавшего свое несогласие с трактованием текстов Брестедом:

"[Брестед] описал в 1912 году "развитие религии и религиозных представлений в Древнем Египте " в свете этических взглядов Библии, но не религии Древнего Египта. После его интерпретации ("Текстов пирамид") другой серьезной попытки не предпринималось... Наиболее плодовитые писатели... занимались не трактованием текста, а его систематизацией".

Здесь Селлерс делает следующий комментарий: "Франкфорт отметил, что люди этой школы с 20-х годов занимались данным вопросом, и он считает, что именно они ответственны за то, что на религию смотрят только как на опору политической власти, и этот взгляд мешает за деревьями увидеть лес".


<1> <2> <3> <4> <5> <6> <7> <8> <9> <10> <11> <12> <13> <14> <15> <16>