Открытие "Текстов пирамид"

К сожалению, среди египтологов, особенно в начале ьека, было распространено мнение, что "Тексты пирамид" представляют собой более раннюю версию "Книги мертвых". Среди прочих этой версии придерживался и профессор Валлис Бадж:


I. История религиозных текстов, составляющих собой "Книгу мертвых", может быть разделена на четыре периода, причем каждому периоду соответствует своя версия: I. Версия, которая была отредактирована жрецами Анну (город Он Библии и Гелиополъ греков), основана на текстах, в настоящее время утерянных... известна по пяти копиям, нанесенным на стенах и проходах пирамид фараонов Пятой и Шестой династий в Сакка-ра, а также по отрывкам, которые сохранились на гробницах, саркофагах, гробах, стелах и папирусах, датируемым периодом от Одиннадцатой династии до примерно 200 года н.э.м


II. Тебанская версия, которая писалась иероглифами на папирусах и была разбита на разделы или главы, причем у каждой главы был свой подзаголовок, но разделы не имели определенного места в общем повествовании. Эта версия использовалась главным образом с Восемнадцатой по Двадцатую династию.


III. Версия, во многом похожая на предыдущую, написанная как иератическими знаками, так и иероглифами. Эта версия стала использоваться примерно во времена Двадцатой Династии; главы не имели фиксированного порядка.


IV. Так называемая Сайпгсвская версия, по которой в период, как предполагают, Двадцать шестой династии главы были организованы в определенный порядок. Эти тексты встречаются написанными как иератическим, так и иероглифическим письмом; использовали их главным образом с Двадцать шестой династии до конца эпохи Птолемеев ".

Деление.Баджа очень далеко от действительности. То, что он называет II, III и IV версиями — тексты, во многом походящие друг на друга, и резко отличаются от "Текстов пирамид". Но вместе с тем "Тексты пирамид" во многом совпадают с написанными позднее текстами гробниц.


<1> <2> <3> <4> <5> <6> <7> <8> <9> <10> <11> <12> <13> <14> <15> <16>