Братья Осириса

"Нил с его ежегодными разливами, создал египетскую цивилизацию... [именно он] был настоящим правителем Египта... очевидная связь между звездными и земными феноменами сильно повлияла на мировоззрение египтян... [они] считали появление Сириуса таким важным событием, что именно с ним связывали начало нового года. Особенно притягательным для них было то, что появление Сириуса и разлив Нила примерно совпадали с летним солнцестоянием... "

Астроном Джеймс Корнелл придерживался того же мнения:


"С тех пор, как первые люди поселились в долине Нила, самые важные события их жизни, которые наступали периодически и касались самого их выживания, к примеру — разлив реки... привели к появлению концепции времени... [и] концепции календаря... По счастливому совпадению... Сириус поднимался в утреннем небе первый раз в году примерно в день летнего солнцестояния, и примерно тогда же начинался и разлив Нила... продолжительность египетского солнечного года была установлена как период между подъемами Сириуса ".
Таким образом, летнее солнцестояние являлось очень важным этапом — не просто датой максимального полуденного подъема солнца, но и "отметкой" наступления нового года и началом разлива Нила. Подъему Сириуса предшествовало полное появление Осириса-Ориона, и это, возможно, оказало влияние на религиозные представления.
На мой взгляд, Селлерс сделала очень существенный вклад, отметив важность астрономических знаний для интерпретации многочисленных ритуальных текстов и надписей на гробницах, а также (я бы добавил это от себя) сооружений религиозного характера. Этим она оказала значительную услугу египтологии. Другим важным открытием является ее заключение, что Сет, брат Осириса, ассоциировался с Гиадами. Помимо всего этого, Селлерс привлекла мое внимание к астрономическим деталям Мемфисской теологии, теологического трактата. часто называемой "Текстами Шабака". Еще в 1987 году я подозревал большое астрономическое значение этих текстов, но отложил их изучение на более поздний период. Работа Селлерс не только снова пробудила интерес к этим текстам, но также позволила связать концы с концами в схеме соотношения Мемфиса и Дуата.


<1> <2> <3> <4> <5> <6> <7> <8> <9> <10> <11> <12> <13> <14> <15> <16>