Братья Осириса

Одним из этих свидетельств, согласно Эдвардсу, является появление суффикса "ра" в царских именах: Ха-ра, Менкау-ра, Джедеф-ра, Саху-ра и так далее. Эдварде считает, что данный факт отразил то, что солнечный культ приобрел вес и стал государственной религией. Также и титул фараона стали входить слова "сын Ра", и так именовался любой фараон, "начиная с Пятой династии", хоть главным и оставался титул "Сын Осириса". Существует и очевидный спад в строительстве пирамид: пирамиды Пятой и Шестой династий становились меньше, а мастерство строителей намного уступало мастерству их предшественников, что косвенно свидетельствует о тех же религиозных изменениях.
Мемфисская теология, похоже, в мифологических и космических терминах отражает реальные религиозные споры в верхних властных кругах Египта, происходившие в конце Четвертой династии. Если это так, "золотой век" правления Осириса подошел к концу с завершением некрополя в Гизе. Религиозный же спор, по видимому,, касался вопроса — кто должен унаследовать трон. Титу; "сын Ра" мог быть использован претендентом, которьп хотел утвердить свое происхождение от "отца" гелиополь ского пантеона богов, отличаясь тем самым от многочисленных конкурентов, считавших себя "сыновьями Оси-риса".
Похоже, что о том же говорит и Весткарский папирус. В 1947 году Эдвардс привлек внимание к этому та-инственному документу, повествующему о том, как к власти пришли три первых царя Пятой династии. Двое из этих трех фараонов, Сахура и Нефериркара, возвели свои пирамиды в Абусире.

ТРИ ЖРИЦЫ

Весткарский папирус сохранил древнюю легенду относительно возникновения Пятой династии, которая, как мы говорили, появилась, когда три жрицы Гелиополиса были оплодотворены Ра — богом солнца32. Этот типичный вымысел часто использовался для изменения династии или заговора с целью захвата власти. К примеру, Олимпия, мать Александра Македонского, утверждала, что с ней занимался любовью Зевс-Аммон, и это сделано Александра главным претендентом на престол Македонии и Греции. Цезарь возводил свой род к Венере. Божественное вмешательство в династические споры было частым делом, когда права претендентов оказывались весьма шаткими. "Чудесное" рождение до семнадцатого века являлось весомым аргументом и в Европе. Как утверждали, Луи XIV был зачат сверхъестественным образом, — после двадцати шести лет бесплодного союза между Луи XIII и Анной Австрийской у пары появился "солнечный" наследник, которого нарекли Dieudonne (Богом данный).
Похоже, идея объявить "солнечное" происхождение возникла как часть тщательно разработанного плана, который успешно воплотился в жизнь. Согласно Весткар-скому папирусу, Ра спустился на землю и оплодотворил всеx желающих жен высших жрецов Гелиополя. В результате от трех из них родились три сына, каждый из которых был царем Египта: фараоны Усеркаф, Сахура и Нефериркара. Думаю, что в Весткарском папирусе, как и в Мемфисской теологии, мы имеем дело с объясненными в космических терминах историческими событиями, в результате которых была основана Пятая династия. Место в равнинном Абусире, выбранное для пирамид этой династии, говорит о связи с Четвертой династией и доминировании звездного культа Осириса.

<1> <2> <3> <4> <5> <6> <7> <8> <9> <10> <11> <12> <13> <14> <15> <16>