Семя Феникса

Двухступенчатый процесс звездного превращения Осириса был коротко описан выше. Здесь же мы рассмотрим, как мертвое тело, подвергшееся мумификации, то есть приданию ему мумификационной формы Осириса, помещается в погребальную камеру перерождения, где душа начинает свое превращение в звезду. Мы не удивились, когда узнали, что изготовление мумии в Древнем Египте называлось "саху" — такое имя было у Осириса, когда он стал господином Дуата. Перерождение мумии, как считалось, не могло осуществляться само по себе, а определялось действиями старшего сына умершего, нового Гора-царя, который перед своей коронацией назывался Тором-старшим. Церемония, которую Гору надлежало осуществить, называлась "открытием рта", она требовала, чтобы забальзамированное тела умершего отца, облаченное в регалии Осириса, было размещено вертикально и чтобы перед ним на неболь-шой подставке расцветал во всей своей красе лотос. Ло-тос символизировал "четырех сыновей Гора" (внуков царя), которые, в свою очередь, символизировали "четыре стороны света". Надев маску с изображением ястреба, Гор медленно подходил к мумии, поднимал небольшой металлический инструмент и разжимал рот Осириса-царя. Четыре сына, используя свои "пальцы" (по-видимому, сделанные из "бья"), ассистировали ему в этом ритуале. Вот как этот древний ритуал описан в текстах пирамид:


"О, царь, я пришел в поисках тебя, поскольку я — Гор; л ударил твой рот, поскольку я — твой возлюбленный сын; я разжал твой рот.... теслом Упуата... железным теслом..." [Тексты пирамид, 11-13] "... дети твоих детей все вместе подняли тебя вверх [а именно] Хапи, Имсети, Дуалгутеф и Кебхсенуф» [кому] ты дал эти имена. [Твое лицо вымыто], твои слезы вытерты, твой рот разжат их железными пальцами..." [Тексты пирамид, 1983-4]


У этой довольно причудливой процедуры есть три важных момента, которые застуживают нашего особого внимания. Первый — это то, что тесло и железные пальцы изготовлялись из "бья" (метеоритного железа). На этот факт в 1931 году обратил' внимание Г.А.Уэйнрайт, который подробно рассмотрел ритуал в своей книге "Железо в Египте". Уэйнрайт делает правильное заключение, что "бья" использовалось та причине своего "небесного" характера, поскольку целью всей церемонии было помочь душе уйти к звездам". Эта точка зрения в настоящее время широко распространена в египтологии, и недавно ее повторил доктор Берндт Шеел, занимавшийся изучением металлических инструментов Древнего Египта.


<1> <2> <3> <4> <5> <6> <7> <8> <9> <10> <11>