Великие звездные часы эпох

Египетский источник, который используют наиболее часто, принадлежит жрецу по имени Мането, по всей вероятности, хорошо образованному человеку, возможно — жрецу высокого сана; он говорил по-гречески и жил в Нижнем Египте во времена правления Птолемея II (347-285 года до н.э.). Сама работа Мането не сохранилась; у нас есть только комментарии к ней Секста Африканского (ок. 221 года до н.э.) и Евсебия из Цезарии (ок. 264-340 годы до н.э.). Мы можем предположить, что сам Мането пользовался в составленной им хронологии каким-то своим, местным, источником. Мането разделяет фараонов на тридцать династий. Именно он первым ввел греческие имена, под которыми мы знаем фараонов сейчас: египетский Хуфу стал Хеопсом, Хафра — Хефреном, Мен-каура — Микерином и так далее. До самого конца девятнадцатого столетия список Мането был единственным источником, определяющим египетскую хронологию. Другими источниками, которыми стали пользоваться позднее, был "абидосский список", относящийся ко временам Девятнадцатой династии, "саккарский список" той же династии, "туринский папирус" Семнадцатой династии и таинственный "палермский камень", который дает летоописание фараонов первых пяти династий. Но именно Мането оказал наибольшее влияние на современную хронологию. В хронологии Мането перечисляются все фараоны с самых первых династий, но еще там есть и упоминание о таинственной эпохе, предшествующей этим династиям. Секст Африканский, "комментатор" текста Мането, был первым христианским историком, посвятившим свое время созданию "всеобщей" хронологии. В своей "Хроно-графии" он приводит данные из различных источников, что позволяет ему "покрыть" период от "сотворения мира" до 221 года н.э. Секст Африканский в основу своей датировки, естественно, положил Библию, и пытался синхронизировать с ней хронологии Древнего Египта, Халдеи, греческие мифы и историю Иудеи, но в свете нового взгляда христианина. Трудно представить себе получившийся хронологический коктейль. Евсебий из Цезареи был личным летописцем Константина Великого, утвердившего христианство в качестве официальной религии Рима, и потому его взгляд на события тоже страдает определенным субъективизмом. Евсебия в его хронологии больше занимало утверждение императора Константина в качестве первого христианского святого в царском сане. Короче говоря, как Секст, так и Евсебий были чересчур склонны трактовать события с точки зрения Библии вообще и римской христианской церкви в частности.
Согласно Евсебию, хронология Мането упоминает три четко определяемые эпохи до Менеса: правление полубогов, которое наступило после царствования Гора; это правление продолжалось 15150 лет; затем додинастичес-кое правление, которое длилось еще 13777 лет; в сумме это давало 28927 лет до Менеса. В такую седую древность Евсебий поверить не мог, и потому сделал заключение: "Под годом я понимаю лунный цикл, состоящий из тридцати дней: то, что мы называем месяцем, египтяне называли годом". Таким образом Евсебию удалось сжать "лунные года" и получить в качестве года правления Менеса 2206 год. А вот Диодор Сицилийский пишет о 33000-х летнем периоде до Менеса20. Но, возможно, самым важным являются комментарии на "туринский папирус", документ, относящийся к Семнадцатой династии (ок.1400 года до н.э.). Этот папирус бьи найден в Египте в начале девятнадцатого века и продан в Туринский музей в Италии. О третьей эпохе, предшествующей Менесу, мы не можем знать ничего, поскольку текст поврежден; две же другие эпохи приводятся с продолжительностью 13420 и 23200 лет, в сумме — 36 620 лет. Египтологи не принимают эти даты всерьез, считая, что в папирусе описываются не исторические, а мифологические эпохи. Значит ли это, что египтяне, а потом и греки были неправы, говоря о древности египетской цивилизации?

<1> <2> <3> <4> <5> <6> <7> <8> <9> <10> <11> <12> <13> <14> <15>